Tog' echkisi
Согласно китайским источникам, включая исторические хроники империи Тан, территория нынешней Джизакской области, ранее известная как Уструшана, упоминается под названиями «Сао», «Сутулусен», «Суду» или «Су-дуй-ша-на». В этих хрониках говорится, что в городе «Йеча», находившемся на равном расстоянии от городов Ши (Ташкент) и Кан (Самарканд), существовала пещера с плотно закрытым входом. В этой пещере дважды в год проводились жертвоприношения. Люди стояли у входа в пещеру и подставляли лица поднимающемуся дыму. Считалось, что этот дым оберегает близких жертвующего от бед и несчастий.
В 618–626 годах нашей эры в Судуйшане правил молодой правитель, который вместе с правителем Кана отправил посольство в Китай. В то время город Су-ду также входил в состав Судуйшаны. По словам З. Мамадалиевой, китайский историк Сюань Цзан называл эту страну «Сутулисен» и оценивал её протяжённость в 1400–1500 (в 1,5 раза длиннее, чем территория Чача). Обычаи, традиции и пища были схожи с чачскими. С тех пор как там стал править царь, эта страна оказалась под властью тюрков. На северо-западе находилась огромная бесплодная пустыня без воды и растительности — Мирзачуль.
Б. Гафуров отмечал, что резиденцию правителей Уструшаны — «афшинов» — следует искать в руинах Калаи Кахкаха на правом берегу реки Шахристан. Однако, если столицей афшинов был город Йеча, то там непременно должна быть и та самая пещера с плотно закрытым входом, где проводились жертвоприношения, не так ли? По нашему мнению, остатки города Йеча следует искать на обширных равнинах у села Бош Пешагар, где находятся развалины крепостей и древних поселений — и также имеется плотно закрытая пещера.
Масштаб разрушений в окрестностях Бош Пешагар весьма значительный. До сих пор пожилые жители села Пешагар рассказывают о пяти древних кладбищах, приписываемых согдийцам, арабам и монголам, в которых, по их словам, покоятся останки предков тысячелетней давности. Возможно, именно в этом районе следует искать столицу Судуйшаны, о которой упоминается в китайских источниках.
В современных источниках нет упоминаний о пещере, расположенной в 20 километрах к югу от перекрёстка дороги Зомин — Джизак, проходящего через нижний Пешагар, на левом берегу ручья Доланақудуқсой. Почему же только старожилы Верхнего Пешагара знают о её существовании? Это ещё одна загадка.
Даже такой проницательный человек, как Захириддин Мухаммад Бабур, ни разу не упоминает о ней. Хотя в «Бабурнаме» неоднократно встречаются такие топонимы, как «Пешогар», «Зомин», «Работи Хужа», и описания этих мест, о пещере не сказано ни слова.
Несколько слов об этимологии названия Пешагар. Ведущие учёные в области топонимики предполагают, что «Пешагар» может означать «беш қари» (пять ручьёв), но есть и версия, что это слово происходит от «Пешагор» — «село у входа в пещеру». Село Бош Пешагар расположено в 5–6 километрах от пещеры, у её подножия. Вода, протекающая через село, берёт начало не из пяти ручьёв, а из одного — ручья Пешагарсой, начинающегося в месте под названием «Хўжаи Сараб» (хозяин родника). Его воды собираются зимой и весной не из пяти, а из сотен ручейков. Поэтому вполне возможно, что первоначальное название было «Пешагор», которое со временем трансформировалось в «Пешагар».
Глубокое научно-археологическое исследование этой огромной пещеры, несомненно, даст новые интересные сведения. Возможно, под слоями земли здесь действительно удастся найти следы легендарных согдийских героев.